Коррекционно-развивающее направление

Страничка учителя-логопеда

Уже с 1993 года в нашем образовательном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Данная группа была образована с необходимостью помощи в развитии детей с особенностями здоровья и их родителям. Если изначально в этой группе находились дети с задержкой психического развития, фонетико – фонематическим недоразвитием речи, то в последние годы ее посещают дети с различными диагнозами, это и аутизм, синдром Дауна, с нарушениями слуха, различными умственными отклонениями.

Имея такой подбор детей, данной группы, перед педагогическим коллективом встала задача разработки «Адаптированной основной образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями», (которая включает подпрограммы для каждой нозологии), формирования новых образовательных подходов к работе с данной категорией детей, создание особых условий для развития воспитанников данной группы.

В первую очередь  в новых современных условиях необходимо было подготовить кадровое обеспечение группы, педагоги прошли повышение квалификации по работе с детьми ОВЗ, а также профессиональную переподготовку ТГПУ по направлению “Логопедия”. За период с 2016 по 2018 годы 11 педагогов повысили свой профессиональный уровень в области коррекционной деятельности.

Одним из условий реализации программы является создание специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями, поэтому коррекционно-развивающая работа строится комплексно, во взаимодействии со всеми специалистами детского сада: педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем, инструктором ФК. Поэтому педагогом – психологом, совместно с педагогическим коллективом, работающими с данной категорией детей разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, учитывающие уровень развития и возможности развития личности ребенка.

Задача педагогов состоит в создании специальных образовательных мероприятий, средовых условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии, открывающих возможности для его позитивной социализации. В работе используют мультимедийные презентации.

Воспитатели организуют индивидуальные сенсорные занятия, кинезиологические, пальчиковые, артикуляционные, релаксационные упражнения. Используя при этом соответствующее методическое и дидактическое оснащение, гибкий режим организации образовательных и эмоциональных нагрузок в соответствии с потребностями ребенка. Используют в коррекционно-развивающей деятельности преимущественно натуральную и иллюстративную наглядность.

Поиск новых форм открытия детей новому для них миру является основной задачей педагогов нашего сада. Так наши педагоги стали использовать зоотерапию, для стабилизации эмоционального состояния детей с особенностями здоровья. Индивидуальное общение с животными кабинета экологического образования кроликом, черепахой, под присмотром педагога дополнительного образования помогло справиться со страхами Ванечке и Андрею, а Сереже научиться ухаживать за пушистым другом.

Данный педагогический проект «Дети с ограниченными возможностями здоровья и животный мир природы» занял 1 место в XII Всероссийском фестивале проектов, проводимых ТОИПКРО в 2018 году. Дети после более близкого знакомства с животными стали охотнее приходить на групповые занятия, стали более социально активны.

Естественная потребность детей играть с песком позволяет использовать песочную терапию, посредством которой можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи.Перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочная терапия – это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органичных способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Для развития математических и познавательных способностей наших воспитанников мы используем современные развивающие пособия Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.

Огромной популярностью у наших детей пользуется пластилин Плей до. Все это позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, развивает умение познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Много развивающих пособий в группе сделано руками родителей и педагогов, которое используется с учетом особенностей детей для развития мелкой моторики, логического мышления и воображения. Использование разнообразных техник в психокоррекционной работе позволяет педагогу всесторонне раскрыть ребенка, ненавязчиво раскрепостить его.

 Небольшая наполняемость группы позволяет создать более домашнюю обстановку, выстроить доверительные отношения между детьми и взрослыми, а также с родителями. А подобрать ключик к каждому родителю, привлечь их к совместной коррекционной работе достаточно сложно. И здесь огромную роль играет умение педагогов привлечь родителей к объединению усилий в совместной коррекционно-развивающей работе.

У наших особенных детей особенные родители, которые порой закрыты, отгорожены от окружающего мира и наша задача помочь им понять, что только вместе можно достичь определенных результатов, помочь открыться миру и самим себе. Для этого мы организуем совместные мастер-классы, творческие мастерские, родительские собрания в форме дискуссий, квестигр.

Организуем индивидуальные консультации со специалистами, где можно решить проблемы волнующие родителей, получить психолого-педагогическое сопровождение. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Развивающая социальная среда ребенка с ограниченными возможностями здоровья не должна ограничиваться стенами детского сада, мы осмеливаемся выходить в парк, но тогда с каждым ребенком находится один из специалистов.

Наши дети группы компенсирующей направленности, благодаря педагогам становятся участниками конкурсов различных уровней. Рисунки, поделки воспитанников, совместные творческие работы с родителями занимают призовые места, что значительно повышает уровень самосознания каждого ребенка, повышает уровень доверия среди родителей.

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их дальнейшей успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Поэтому мы продолжаем работу по повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности, созданию наиболее оптимальных условий обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.